Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Согласовано
Протокол заседания
Совета родителей (законных
представителей)
от «13» сентября 2019 г. № 1
Утверждено
Приказом директора МАОУ СОШ № 1
от «03» сентября 2019 г. № 533
Протокол заседания
Совета старшеклассников
от «12» сентября 2019г. № 1
Положение
о Школьной службе примирения (медиации)
Положение о школьной службе примирения (медиации)
1. Общие положения
1.1. Школьная служба примирения (медиации) (в дальнейшем ШСП) осуществляет
свою деятельность на основании Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об
образовании в Российской Федерации», данного Положения, а также в соответствии с
Федеральным законом от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре
урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», письмом с
рекомендациями Минобрнауки по организации школьной службы примирения в
образовательных организациях от 18.12.2015 № 07-4317.
1.2. ШСП
является
структурным
подразделением
Муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 1», которое
объединяет учащихся, педагогов и других участников образовательного процесса,
заинтересованных в разрешении конфликтов.
1.3. ШСП является альтернативой другим способам реагирования на споры,
конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних.
Результаты работы комиссии школьной службы примирения и достигнутое
соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения
административного решения по конфликту или правонарушению.
1.4. ШСП является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам
конфликта предлагается в первую очередь обратиться в школьную службу
примирения, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем
переговоров школа может применить другие способы решения конфликта и/или
меры воздействия.
1.5. Допускается создание ШСП из педагогов и/или специалистов МАОУ СОШ
№ 1, обучающихся.
2. Цели и задачи ШСП
2.1. Целями школьной службы примирения являются:
2.1.1. распространение
среди
участников
образовательного
процесса
цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация,
переговоры и другие способы);
2.1.2. помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и
конфликтных ситуаций на основе принципов службы медиации;
2.1.3. организация в МАОУ «СОШ № 1» некарательного реагирования на
конфликты,
проступки,
противоправное
поведение
и
правонарушения
несовершеннолетних на основе принципов школьной службы примирения.
2.2. Задачами службы примирения являются:
2.2.1. проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и
криминальных ситуаций («кругов сообщества», «школьных восстановительных
конференций», «семейных конференций») для участников споров, конфликтов и
противоправных ситуаций;
2.2.2. обучение учащихся и других участников образовательного процесса
цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;
2.2.3. организация просветительных мероприятий и информирование участников
образовательного процесса о миссии, принципах и технологии ШСП (восстановительной
медиации).
3. Принципы деятельности ШСП
3.1. Деятельность службы медиации основана на следующих принципах:
3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие
обучающихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон,
вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается
направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную
встречу с представителем службы, после которой стороны могут участвовать или не
участвовать в программе восстановительного разрешения конфликта и криминальной
ситуации.
3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы
медиации не разглашать полученные в процессе урегулирования сведения за
исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и
подписанный ими). Также исключение составляет ставшая известная представителю
службы информация о готовящемся преступлении.
3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать
сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность
предполагает, что ШСП не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или
иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам
самостоятельно найти решение. Если член службы понимает, что не может сохранять
нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен
отказаться от данного дела или передать его другому представителю службы.
4. Порядок формирования ШСП
4.1. В состав школьной службы примирения могут входить обучающиеся,
достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не
имеющие судимости.
Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих
примирительных встреч (медиаторов).
4.2. Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог, психолог или
иной работник МАОУ СОШ № 1, на которого возлагаются обязанности по
руководству ШСП приказом директора.
5. Порядок работы ШСП
5 . 1 . Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного
или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов
службы медиации, родителей.
5.2. ШСП принимает решение о возможности или невозможности примирительной
программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании
предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом
решении информируются должностные лица школы.
5.3. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных
ситуаций проводятся только в случае согласия конфликтующих сторон на участие.
При несогласии сторон, им могут быть предложены психологическая помощь или
другие существующие в МАОУ СОШ № 1 формы работы. Если действия одной или
обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление,
для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во
встрече.
5.4. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится
на этапе дознания, следствия или в суде, то об ее проведении ставится в известность
администрация школы и родители.
5.5. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель
службы.
5.6. Руководитель
службы
вправе
отказаться
от
проведения
любой
восстановительной программы
в случае недостаточной квалификации,
или
невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае образовательное
учреждение может использовать иные педагогические технологии.
5.7. Сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о
проведении процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все
возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более
чем в течение шестидесяти дней.
В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с
необходимостью получения дополнительной информации или документов срок
проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при
согласии медиатора.
Срок проведения процедуры медиации не должен превышать сто восемьдесят
дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на
рассмотрение суда или третейского суда, не превышающего шестидесяти дней.
5.8. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны
пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном
примирительном договоре или устном соглашении.
5.9. При необходимости служба примирения передает копию примирительного
договора администрации образовательного учреждения.
5.10. ШСП помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя
сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение.
При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба медиации может
проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины
трудностей и пути их преодоления.
5.11. При необходимости представители службы информируют участников
примирительной программы о возможностях других специалистов (специалистов
учреждений социальной сферы, социально-психологических центров).
5.12. Деятельность службы медиации фиксируется в журнале и отчетах, которые
являются внутренними документами службы.
5.13. Деятельность школьной службы медиации не являются психологической
процедурой, и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей. Однако
руководитель службы старается по возможности информировать и привлекать родителей
в службу (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или
согласие на проведение урегулирования конфликтных ситуаций в их отсутствие является
обязательным).
5.14.Служба медиации рекомендует участникам конфликта на время проведения
процедуры урегулирования воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции,
средства массовой информации или судебные органы.
5.15. По согласованию с администрацией
образовательного учреждения и
руководителем службы медиации, представители службы могут проводить
урегулирование по конфликтам между педагогами и администрацией, конфликтам
родителей и их детей, а также по семейным конфликтам и спорам.
6. Организация деятельности ШСП
6.1. Администрация школы предоставляет помещение для сборов и проведения
примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы
образовательного
учреждения
(оборудование,
оргтехнику,
канцелярские
принадлежности, средства информации)
6.2. Поддержка и сопровождение школьной службы примирения может
осуществляться
социально-психологическими
центрами
или
общественными
организациями по договору на безвозмездной основе.
6.3. Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в
распространении информации о деятельности службы среди педагогов и учащихся и
родителей (законных представителей)
6.4. ШСП в рамках своей компетенции взаимодействует с другими специалистами
школы.
6.5. Администрация
содействует
службе
примирения
в
организации
взаимодействия с педагогами школы, а также социальными службами и другими
организациями. Администрация поддерживает обращения педагогов и учащихся в
службу медиации, а также содействует освоению ими навыков восстановительного
разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.
6.6. В случае если стороны согласились на примирительную встречу, то применение
административных санкций
в отношении
данных участников конфликта
приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных
действий принимается после получения информации о результатах работы школьной
службы медиации и достигнутых договоренностях сторон.
6.7. Администрация школы поддерживает участие руководителя службы медиации
в собраниях ассоциации (сообщества) в повышении их квалификации.
6.8. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией
и службой медиации по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами
с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему
числу желающих.
6.9. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому
возбуждено уголовное дело, администрация образовательного учреждения может
ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а
также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность
обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и
иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
6.10. Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации
предложения по снижению конфликтности в образовательном учреждении.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором
предложению Школьной службы примирения.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 4C824424DABD3FCCE5B5E106DA236786
Владелец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1"
Действителен: с 16.05.2023 до 08.08.2024
школы
по