учебный-план-АООП-ОО-УО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
623100, Свердловская область, город Первоуральск, улица
Строителей, 7 тел. 8(3439) 24-90-75, 8(3439) 24-89-05
е-mail: sosh1-pvk@yandex.ru

Согласовано
Педагогическим советом
МАОУ «СОШ № 1»
(протокол от 26.08.2021 г. № 1)

Утверждено
директором МАОУ «СОШ № 1»
Молчановой О.В.
(приказ от 26.08.2021 г. № 335/1)

Учебный план начального общего образования
на 2021 – 2022 учебный год
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

. Первоуральск, 2021
1

Пояснительная записка
Учебный план начального общего образования МАОУ «СОШ № 1» обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является нормативным
документом, определяющим перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по
периодам обучения учебных предметов, курсов и иных видов учебной деятельности учащихся и
формы промежуточной аттестации.
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской
Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также
устанавливает количество занятий, отводимых на изучение, по классам (годам) обучения.
Учебный план является основным организационным механизмом реализации
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и разработан с
учетом требований нормативно – правовых документов.
Учебный план МАОУ СОШ № 1 на 2021-2022 учебный год разработан на основе
следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) (ФГОС НОО);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования детей с
умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 с изм. от 13.12. 2013 г.,
28.05.2014г., 17.07.2015г., 01.03.2019г., 10.06.2019г.;
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных
учреждениях»,
утвержденные
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (СанПиН
2.4.2.2821-10);
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (СанПиН
2.4.2.3286-15);
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 с изм. от 08.05.2019г. №233
(Пр.-345);
Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 (Пр.699);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2011 № 19337 «О введении третьего часа физической культуры»;
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018 № 05192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской Федерации»;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования 2

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 1» (МАОУ «СОШ № 1»).
Общая характеристика
Учебный план разрабатывается с учетом аналитических данных по результатам
прохождения учебных программ в 2020-2021 учебном году, с учетом кадрового потенциала,
материально- технического, программно-методического обеспечения школы, социологических
исследований на предмет диагностики образовательных потребностей участников
образовательных отношений на 2021- 2022 учебный год, а также на основании рекомендаций
ТПМПК.
Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса,
а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в течение 9-13 лет годовой и недельный учебные планы могут быть представлены в 4-х
вариантах:
1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет);
2 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX классы (10 лет);
3 вариант ― I-IV; V-IX; X-XII (12 лет);
4 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX; X-XII (13 лет).
Выбор вариантов сроков обучения Организация осуществляет самостоятельно с учетом:
особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них
готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей;
наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и
материально-технические).
Для тех обучающихся с умственной отсталостью, которые оказываются неготовыми к
школьному обучению, обучение пролонгируется на один год за счет введения дополнительного
первого класса 1(1). Обучение в 1(1) классе имеет диагностико-пропедевтическую
направленность.
При формировании учебного плана образовательная организация (ОО) руководствовалась
принципами: преемственности, вариативности, индивидуализации, дифференциации,
соблюдением санитарно-гигиенических норм и недопущением перегрузок у обучающихся.
Организация образовательной деятельности регламентируется учебным планом,
календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий, которые разрабатываются и
утверждаются образовательной организацией самостоятельно.
Режим занятий на уровне начального общего образования для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) устанавливается следующий:
− продолжительность урока – 40 минут; для учащихся в 1 классе в первом полугодии – 35
минут;
− продолжительность перемен между уроками не менее 10 минут, большой перемены – 20
минут;
− учебные занятия организованы в две смены; во второй половине учебного дня, как правило,
реализуются программы дополнительного образования;
− в учреждении установлена в 1-4 классах – пятидневная учебная неделя
3

Обучение в первом классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
− использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по
3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока до 35 минут каждый;
январь - май - по 4 урока до 40 минут каждый);
− обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
− организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при
традиционном режиме обучения.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели,
при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
− для обучающихся первых классов - не превышает 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5
уроков, за счет урока физической культуры;
− для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков.
Согласно календарному учебному графику на 2021 - 2022 учебный год
продолжительность учебного года для учащихся 1 классов составляет 33 недели, 2- 4 классов –
34 недели. Учебный год разделен на 4 четверти. В течение года предусмотрены осенние,
зимние, весенние и летние каникулы. Для обучающихся первых классов устанавливаются в
середине третьей четверти дополнительные недельные каникулы.
Для реализации учебного плана обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в 2021– 2022 учебном году образовательная организация
имеет необходимое кадровое, программно – методическое обеспечение в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями 100 % и
определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для
освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному
предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных
программ;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия,
достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по
каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных
отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ.
Характеристика образовательной деятельности.
Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) позволяет осуществлять единство психолого-медико-педагогической и
социальной коррекции. При организации образовательной деятельности учитываются
особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья
обучающихся с ОВЗ.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав
каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая
область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
4

предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Учебный план включает обязательные предметные области:
1. Язык и речевая практика.( 1-9 кл.)
2. Математика. (1-9кл.)
3. Естествознание 1-9кл.)
4. Человек и общество. (5-9кл.)
5. Искусство. ( 1-9кл.)
6. Физическая культура. ( 1-9 кл.)
7. Технологии.(1-9 кл.)
Основные задачи реализации содержания предметных областей.
№
п/п
1

Предметные
Учебные предметы
области
«Язык и речевая Русский язык
практика».
Чтение
(Литературное
чтение)
Речевая практика

Основные задачи реализации содержания
Русский язык. Формирование первоначальных
навыков чтения и письма в процессе
овладения
грамотой.
Формирование
элементарных представлений о русском
(родном) языке как средстве общения и
источнике получения знаний. Использование
письменной коммуникации для решения
практико-ориентированных задач.
Чтение. Осознание значения чтения для
решения социально значимых задач, развития
познавательных
интересов,
воспитания
чувства прекрасного, элементарных этических
представлений, понятий, чувства долга и
правильных
жизненных
позиций.
Формирование и развитие техники чтения,
осознанного чтения доступных по содержанию
и
возрасту
литературных
текстов.
Формирование коммуникативных навыков в
процессе чтения литературных произведений.
Речевая
практика.
Расширение
представлений
об
окружающей
действительности. Обогащение лексической и
грамматико-синтаксической сторон речи.
5

2

3

«Математика»

Математика

«Естествознание»

Мир природы
человека
Природоведение
Биология
География

Развитие навыков связной устной речи.
Развитие навыков устной коммуникации и их
применение в различных ситуациях общения.
Ознакомление
со
средствами
устной
выразительности, овладение нормами речевого
этикета
Математика Овладение началами математики
(понятием числа, вычислениями, решением
арифметических задач и др.). Овладение
способностью пользоваться математическими
знаниями при решении соответствующих
возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства,
времени, температуры и др. в различных видах
практической
деятельности).
Развитие
способности
использовать
некоторые
математические знания в жизни
и Мир природы и человека. Формирование
представлений об окружающем мире: живой и
неживой природе, человеке, месте человека в
природе, взаимосвязях человека и общества с
природой.
Развитие
способности
к
использованию знаний о живой и неживой
природе и сформированных представлений о
мире для осмысленной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных
природных и климатических условиях.
Природоведение.
Формирование
элементарных знаний о живой и неживой
природе и взаимосвязях, существующих
между ними. Применение полученных знаний
в повседневной жизни. Развитие активности,
любознательности
и
разумной
предприимчивости во взаимодействии с
миром живой и неживой природы.
Биология.
Формирование
элементарных
научных представлений о компонентах живой
природы: строении и жизни растений,
животных, организма человека и его здоровье.
Практическое применение биологических
знаний: усвоение приемов выращивания и
ухода за некоторыми (например, комнатными)
растениями и домашними животными, ухода
за
своим
организмом;
использование
полученных знаний для решения бытовых,
медицинских и экологических проблем.
География. Усвоение элементарных знаний по
6

4

«Человек
общество»

физической и экономической географии
России.
Формирование
элементарных
представлений о географии материков и
океанов.
Расширение
географических
представлений о родном крае.
и Основы социальной Основы социальной жизни. Развитие навыков
жизни
самообслуживания, самостоятельного ведения
домашнего
хозяйства,
ориентировки
в
Мир истории
ближайшем окружении и возможности более
широкой жизненной ориентации, обеспечения
История Отечества. безопасности жизнедеятельности. Усвоение
морально-этических норм поведения, навыков
общения с людьми в разных жизненных
ситуациях. Понимание роли семьи и семейных
отношений в жизни человека, общества и
государства, в воспитании и развитии ребенка,
сохранении и укреплении его соматического,
физического и психического здоровья,
формировании правильного уклада семейных
отношений.
Мир
истории.
Формирование
первоначальных временных исторических
представлений. Установление простейших
взаимосвязей между историческим временем и
изменениями, происходящими в предметном
мире (мире вещей); жизни отдельного
человека и общества.

5

«Искусство»

Изобразительное
искусство

История
Отечества.
Формирование
представлений
о
наиболее
значимых
исторических событиях в жизни нашей
страны, о традициях, трудовых и героических
делах народов, проживающих на территории
нашей Родины, о примерах служения своему
Отечеству
в
борьбе
за
свободу
и
независимость. Этика. Практическое освоение
социальных ритуалов и форм продуктивного
социального взаимодействия, в том числе
трудового. Обогащение практики понимания
другого человека (мыслей, чувств, намерений
другого), эмоционального сопереживания,
морального выбора в различных жизненных
ситуациях. Обществоведение. Формирование
первоначальных представлений о правах и
обязанностях гражданина; основных законах
нашей страны.
Изобразительное искусство. Формирование
умений
и
навыков
изобразительной
деятельности, их применение для решения
7

Музыка.

6

«Физическая
культура»

7

«Технологии»

практических
задач.
Развитие
художественного вкуса: умения отличать
«красивое» от «некрасивого»; понимание
красоты
как
ценности;
воспитание
потребности в художественном творчестве.

Музыка.
Формирование
и
развитие
элементарных
умений
и
навыков,
способствующих адекватному восприятию
музыкальных произведений и их исполнению.
Развитие интереса к музыкальному искусству;
формирование
простейших
эстетических
ориентиров.
Физическая
Физическая
культура
(Адаптивная
культура
физическая культура) Основные задачи
(Адаптивная
реализации
содержания:
Формирование
физическая
установки на сохранение и укрепление
культура)
здоровья, навыков здорового и безопасного
образа жизни; соблюдение индивидуального
режима питания и сна. Воспитание интереса к
физической культуре и спорту, формирование
потребности в систематических занятиях
физической культурой и доступных видах
спорта. Формирование и совершенствование
основных двигательных качеств: быстроты,
силы, ловкости и др. Формирование умения
следить за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, адекватно их
дозировать. Овладение основами доступных
видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой,
лыжной подготовкой и др.) в соответствии с
возрастными
и
психофизическими
особенностями
обучающихся.
Коррекция
недостатков
познавательной
сферы
и
психомоторного
развития;
развитие
и
совершенствование
волевой
сферы.
Воспитание нравственных качеств и свойств
личности
Ручной
труд Ручной труд. Овладение элементарными
Профильный труд.
приемами ручного труда, общетрудовыми
умениями
и
навыками,
развитие
самостоятельности, положительной мотивации
к
трудовой
деятельности.
Получение
первоначальных представлений о значении
труда в жизни человека и общества, о мире
профессий и важности выбора доступной
профессии.
Профильный труд. Формирование трудовых
умений, необходимых в разных жизненных
8

сферах. Формирование умения адекватно
применять доступные технологии и освоенные
трудовые
навыки
для
полноценной
коммуникации, социального и трудового
взаимодействия.
Приобретение
навыков
самостоятельной работы и в коллективе,
воспитание
чувства
товарищества,
сотрудничества и взаимопомощи. Реализация
АООП
в
части
трудового
обучения
осуществляется исходя из региональных
условий, ориентированных на потребность в
рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных
особенностей психофизического развития,
здоровья, возможностей, а также интересов
учащихся с ограниченными возможностями
здоровья
и
их
родителей
(законных
представителей) на основе выбора профиля
труда, включающего в себя подготовку
учащегося к индивидуальной трудовой
деятельности.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
− учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
− увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
− введение
учебных
курсов,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии;
− введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой в
младших классах. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной
программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной
нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное,
социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью
образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации
9

предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на
их развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего
количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет
образовательная организация.
Для
развития
потенциала
тех
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического
развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут
разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные
планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание
дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных
планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена в учебном
плане:
− увеличением учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части:
Мир природы и человека- 1 ч.( 2-4 кл.)
Музыка-1ч.(2-4 кл.)
Ручной труд -1 ч. ( 2-4 кл.)
Основы социальной жизни- 1ч. (5-6 кл.)
− введением учебных курсов обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии:
Основы безопасности жизнедеятельности-1ч. (5-9 кл.)
Этика-1 ч.( 7-9 кл.).
«Коррекционно-развивающая область» представлена:
• коррекционным курсом «Ритмика»;
• Коррекционными занятиями :
- Логопедические занятия,
- Психокоррекционные занятия
- Социально- бытовая ориентировка
Основные задачи реализации содержания:
− Коррекционный курс «Ритмика»- 1 час с целью Развитие умения слушать музыку, выполнять
под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или
пением. Развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой
моторики, пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной
творческой деятельности.
− Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда по программе коррекционной работы
(коррекционно-развивающий курс «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия» –
1 час . Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической,
описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей
действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие
лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование
грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи
(чтения и письма).
10

− Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога по программе коррекционной работы
(коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)»)– 1 час Формирование
учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных
процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного
отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности,
формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе),
повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков
социального поведения.
− индивидуальные коррекционно-развивающие занятия учителя по математике и русскому
языку– по 1 часу (всего 2) с целью коррекции пробелов общего развития, восполнения
возникающих пробелов в знаниях по учебному предмету, помощи в овладении базовым
содержанием программы, пропедевтики изучения сложных разделов учебной программы,
овладения орфографическими, каллиграфическими навыками.
− Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога по программе коррекционной работы
(коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (дефектологические)»)– 1 час с целью
коррекция и развитие познавательной деятельности, мыслительных операций на основе
изучаемого программного материала, восполнение пробелов предшествующего обучения,
коррекция и развитие дефицитарных функций
− Социально- бытовая ориентировка. Данная область реализуется через Курс внеурочной
деятельности «Развиваемся вместе». Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной
нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
Распределение часов внеурочной деятельности по направлениям (включая
коррекционно-развивающую область) с указанием формы организации, названия, количества
часов
Рабочие программы курсов коррекционно-развивающих занятий АООП УО вынесены в
Приложение, а также отмечены в календарно-тематических планированиях по предметам.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия выносятся за пределы
обязательной учебной нагрузки и проводятся как в первой половине дня, так и во второй. Их
продолжительность 15-25 минут.
Логопедические занятия, психокоррекционные занятия проводятся по индивидуальному
расписанию.
В соответствии с требованиями ФГОС для учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в учебный план включены мероприятия по внеурочной
деятельности, которая осуществляется по следующим направлениям:
• коррекционно-развивающее,
• духовно-нравственное,
• спортивно-оздоровительное,
• общекультурное,
• социальное.
Мероприятия внеурочной деятельности направлены на решение следующих задач в
обучении и воспитании учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями):
• коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного
развития обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
• развитие активности, самостоятельности в повседневной жизни;
• развитие возможных избирательных способностей и интересов обучающегося в разных
видах деятельности;
• формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно
11

оценивать окружающее и самих себя, формирование эстетических потребностей, ценностей и
чувств;
• расширение представлений обучающегося о мире и о себе, его социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
• формирование умений, навыков социального общения;
• успешная социализация обучающихся.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется в рамках общего количества часов, предусмотренных
примерным учебным планом (4 часа).
Внеурочная деятельность представлена следующими курсами (кружками, секциями и т.
д.):
Курс « Азбука здоровья»
Курс Чтение с увлечением
Курс Наглядная геометрия
Курс Практическая технология
Курс « Азбука здоровья» Цель курса : способствовать формированию мотивации детей к
ЗОЖ и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья.
Задачи курса:
1. Формирование у детей мотивации к ЗОЖ.
2. Формирование навыков ответственного , бережного отношения к своему здоровью.
3. Развитие детей лидерских качеств и умений самостоятельно работать со сверстниками
по продвижению ЗОЖ.
Курс «Чтение с увлечением» Цель курса: формировать у учащихся интерес к книгам и
желание их читать.
Задачи курса:
1. Познакомить с широким кругом доступных книг, приучать свободно ориентироваться
в них, объединяя отдельные стороны читательской деятельности в единый комплекс
культуры чтения.
2. Формировать индивидуальный опыт самостоятельного чтения.
3. Учить слушать и понимать прослушанное.
Курс Наглядная геометрия
Цель: создать комфортные коррекционно-развивающие условия для обучающихся,
способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и их личностных
особенностей .
Задачи курса:
1 .Диагностика и развитие наглядно-действенного мышления и памяти;
2.Формирование у обучающихся представлений о цвете, форме, величине, количестве и
пространстве;
3.Овладение обучающимися элементарной математической терминологией;
4. Формирование положительной мотивации к обучению в условиях совместной
внеурочной деятельности.
Курс Практическая технология
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, сенсорного восприятия, глазомера,
волевых качеств, художественных способностей и эстетического вкуса
Задачи:
1. Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов .
12

2. Учить выполнять работу индивидуально и коллективно.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
определяет образовательная организация. Для развития потенциала тех обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей
своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных
предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные
программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).
Основная цель внеурочной деятельности в МАОУ СОШ № 1 является создание условий
для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе социального опыта и
формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для
всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью,
создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных
интересов учащихся в свободное время.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой
самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде,
стимулирующей
возникновение
личностного
интереса
к
различным
аспектам
жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального
становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском
сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального
самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов
обучающихся.
Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение обучающимися
с умственной отсталостью социального знания, формирования положительного отношения к
базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия. При
проведении занятий по трудовому обучению в 5-9 классах учащиеся делятся на подгруппы:
девочки и мальчики. У мальчиков трудовое обучение осуществляется по курсу «Столярное
дело», «Слесарное дело», а у девочек - «Швейное дело», « Обслуживающий персонал» .
Совершенствование трудовых умений по выбранному профилю труда осуществляется в
процессе трудовой практики, определение ее содержания и организация осуществляется
самостоятельно образовательной организацией с учетом региональных условий и потребности в
рабочих кадрах, а также в соответствии с требованиями санитарных нормам и правил.
Итоговая аттестация обучающихся осуществляется организацией по завершению
реализации АООП в форме двух испытаний;
первое - предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения
обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной
жизни;
второе - направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Учебный план является нормативно-правовой основой образовательного процесса в
МАОУ СОШ № 1. В школе созданы условия для реализации ФГОС образования для
обучающихся с умственной отсталостью, (нормативно-правовые, методические, кадровые).
Обучение реализуется по программам, соответствующим ФГОС обучающихся с
умственной отсталостью, учителями с соответствующим профессиональным образованием

13

недельный учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
I-IV классы
Предметные области
Классы
Количество часов в год
Всего
I
II
III
IV
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая практика
1.1.Русский язык
3
3
3
3
12
1.2.Чтение
3
4
4
4
15
1.3.Речевая практика
2
2
2
2
8
2. Математика
2.1.Математика
3
4
4
4
15
3. Естествознание
3.1.Мир природы и 2
1
1
1
5
человека
4. Искусство
4.1. Музыка
2
1
1
1
5
4.2. Изобразительное
1
1
1
1
4
искусство
5. Физическая культура
5.1.
Физическая 3
3
3
3
12
культура
6. Технологии
6.1. Ручной труд
2
Итого
21
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Практикум по русскому языку
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие
занятия
учителя-логопеда
по
программе коррекционной работы (коррекционно-развивающий
курс «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия»
Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога по
программе
коррекционной
работы
(коррекционный
курс
«Психокоррекционные занятия (психологические)»)
Коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога по
программе
коррекционной
работы
(коррекционный
курс
«Психокоррекционные занятия (дефектологические)»)
индивидуальные коррекционно-развивающие занятия учителя по
математике
индивидуальные коррекционно-развивающие занятия учителя по
русскому языку
коррекционный курс «Ритмика»

Внеурочная деятельность
направления внеурочной деятельности
Чтение с увлечением
1.Духовно-нравственное
2.Коррекционноразвивающее Наглядная геометрия
Практическая технология
3.Общекультурное
Курс « Азбука здоровья»
4.Спортивно–
оздоровительное
Всего

1
20
3

1
20
3

1
20
3

1
23
6

1
23
6

1
23
6

5

5

5

5

25

1

1

1

1

5

1

1

1

1

5

1

1

1

1

10

1

1

1

1

5

1

1

1

1

5

1
4

1
4

1
4

1
4

5
16

1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1
1

4
4
4

1

1

1

1

4

21
6

31

31

31

31

5
81
9
3
90
24

124
14

недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):V-IXклассы
Предметные области
Классы
Количество часов в неделю
Учебные предметы
V VI VII VIII IX Всего
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1.Русский язык
4 4
4
4
4
20
практика
1.2.Чтение (Литературное чтение)
4 4
4
4
4
20
2. Математика
2.1.Математика
4 4
3
3
3
17
2.2. Информатика
1
1
1
3
3. Естествознание
3.1.Природоведение
2 2
4
3.2.Биология
2
2
2
6
3.3. География
2
2
2
2
8
4.
Человек
и 4.1. Мир истории
2
2
общество
4.2. Основы социальной жизни
1 1
2
2
2
8
4.3. История отечества
2
2
2
6
5. Искусство
5.1. Изобразительное искусство
2 2
5.2. Музыка
1 1
6.
Физическая 6.1. Физическая культура
3 3
3
3
3
15
культура
7. Технологии
7.1. Профильный труд
6 6
7
8
8
35
Итого
27 28 29 30
30 147
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2 2
2
2
2
10
Основы безопасности жизнедеятельности ( ОБЖ)
1 1
1
1
1
5
Основы социальной жизни
1 1
2
Этика
1
1
1
3
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия)

29

30

32

33

33

157

6
5

6
5

6

6

1

30
25
5

5

5

6
5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

5

Внеурочная деятельность:

1
4

1
4

1

1

4

4

1
4

5
20

1.Духовно-нравственное

Смысловое чтение

1

1

1

1

1

5

2.Коррекционноразвивающее
3.Общекультурное:

Практикум по математике

1

1

1

1

1

5

Практическая технология

1

1

1

1

1

5

4.Спортивно–
оздоровительное:

Курс « Азбука здоровья»

1

1

1

1

1

5

42

43

43

207

коррекционно-развивающие занятия
Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда по программе
коррекционной
работы
(коррекционно-развивающий
курс
«Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия»
Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога по программе
коррекционной работы (коррекционный курс «Психокоррекционные
занятия (психологические)»)
Коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога по программе
коррекционной работы (коррекционный курс «Психокоррекционные
занятия (дефектологические)»)
индивидуальные коррекционно-развивающие занятия учителя по
математике
индивидуальные коррекционно-развивающие занятия учителя по русскому
языку
коррекционный курс «Ритмика»

Всего

39 40

5
5

15
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00F0579BDAE2CCB6D9AAAC341DF647DBAE
Владелец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1"
Действителен: с 07.07.2022 до 30.09.2023

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».